DOMOZHIROV_YURIY_NIKOLAEVICH_20140924_085147-R01
ГлавнаяСлужба содействия трудоустройству выпускникаАбитуриент 2024Социальная поддержка студентовБезопасность для вас.Правила приема на 2024/2025 учебный годМЫ ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА!Государственная итоговая аттестацияПожарная безопасностьИнформационная безопасностьПодача документов в электронном видеКалендарный учебный графикПрофилактика дистанционных правонарушенийСерия видеоматериалов по профилактике потребления психоактивных веществ среди детей и подростков.ВНИМАНИЕ! ДЛЯ Вас, выпускники. Вакансии ЦЗН города БерезовскийПротиводействие коррупцииПрофилактика потребления психотропных веществ среди детей и подростковПрокуратура Кемеровской области информируетВоспитательная работаИнформационные материалы по сигналу гражданской обороны при возникновении ЧСНе дай себя обмануть!Количество свободных мест для приема в ГПОУ БПТ на 2024/2025 учебный годНовостиНОВОСТИ в VKПолезные ссылки с материалами по финансовой грамотностиВакансии в Кузбассе 2024Учебно-производственный комплексПАМЯТКИ И ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯОбразовательный кредит для студентов СПОРоспотребнадзор Горячая линия "Платные образовательные услуги"Расписание занятий на 2024/2025 учебный годКузбасская спортивная студенческая лига СПО

Презентации к урокам  


Чувакова Ольга Викторовна  


ЧУВАКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА  


Областной конкурс преподаватель года  


Участие педагогов в конкурсном движении  


Методическая служба  


Главная  

Президент России
Министерство просвещения РФ
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство образования Кузбасса
Федеральный портал "Российское образование"
КРИРПО
Интернет-портал правовой информации
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР
Суточный рейтинг

Русский язык


Час речевого этикета


"Час речевого этикета"

внеклассное мероприятие по русскому языку 

Цели:
- способствовать развитию у обучающихся грамотного построения речевого высказывания;
- развивать навыки устной речи;
- способствовать повышению интереса к русскому языку, общей языковой    культуры учащихся;
- развивать творческие способности учащихся. 

Форма проведения: диспут. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, выставка словарей. 

План и хронометраж урока 

№ п/п

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный этап

1

2

Вступительное слово

5

3

Основная часть

27

3.1

Работа с пословицами

5

3.2

Жаргон

3

3.3

Приветствие, обращение

7

3.4

Требования к речи

12

4

Практические задания

10

5

Заключительное слово

2

 

Итого

45 мин.

 Ход мероприятия 

№ п/п

Этапы

Примечания

1

Организационный этап

 

2

Вступительное слово

Добрый день! Сегодня мы с вами проведем диспут, который назовем “Час речевого этикета”. Константин Паустовский говорил: “По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Родной язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это еще и музыка, источник эстетического наслаждения… золотой ключик к познанию истории, народной мудрости…”

 

Да, действительно, жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – средство общения между людьми, способ обмена информацией. И мастерское владение словом ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека.  

Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: “Слово не стрела, а ранит”, “Доброе слово и кошке приятно”, “Каков разум, такова и речь”.

 

 

 

3

 3.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4

Основная часть

 Работа с пословицами

 

Давайте прочтем пословицы из сборника Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа» и попробуем объяснить их.

 

Добрым словом и бездомный богат.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Слово не обух, а от него люди гибнут.

На добрый привет добрый и ответ.

 

Жаргон

 

В повседневной жизни мы часто обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, разговариваем по телефону, общаемся в транспорте, магазине, на улице. Такое общение называется бытовым.        

Состояние современной языковой культуры бытового общения вызывает большую тревогу. Рушатся языковые нормы, все чаще мы слышим неправильную речь, жаргонные словечки.

 

- Что такое по-вашему жаргон?

 

Жаргон – в переводе с французского означает испорченный язык. На жаргоне говорят люди, связанные одной профессией, социальным слоем. Это слова – пароли, чтобы отличить “своего” или кратко передать мысль.

 

Когда-то существовал светский жаргон. В Версале говорили не “нос”, а “врата мозга”. Вместо “Я высморкался” нужно было произнести “Я облегчил ворота мозга посредством носового платка”.

Очень часто употребляются в речи профессиональный жаргон. Пациенты больниц, не зная медицинской терминологии, сами придумывают названия процедурам, инструментам. Гибкий зонд, вводимый в желудок, называют “кишкой”, рентгеноскопию – “просвечиванием”. Подобные слова попадают в язык медиков и становятся их профессиональным жаргоном.

 

Существует также молодежный жаргон.

 

Приведите свои примеры.

 

(училка, дерек; уличный жаргон – голова – бубен, лицо – мина, руки – грабли, родители – предки, родители дома – шнурки в стакане)

 

Приветствие, обращение

 

Каждодневное общение с людьми начинается с приветствия. Встречаясь, знакомые люди обязательно приветствуют друг друга, здороваются.

 

- Какие у нас есть слова для выражения приветствия?

 

Приветствия “Здорово!”, “Приветик!” часто встречаются в речи молодежи и выражают отношения полной непринужденности, равенства, фамильярности. Будем помнить, что эти приветствия нелитературные и подходят отнюдь не в каждой ситуации. Выбор формы приветствия зависит от многих причин (возраста, социального положения), но любая форма должна содержать выражение радости по поводу встречи, если не в словах, то в интонации.

 

Ситуация приветствия имеет много нюансов: как обратиться к незнакомому человеку?

 

В литературе приводится такой пример: было замечено, как обращаются люди к продавщице сорока пяти лет в большом продуктовом магазине. Результаты оказались такими. Из 50 человек ответили:

Девушка – 25 человек.

Бабушка, бабуля – 7 человек.

Дорогуша – 3 человека.

Женщина – 10 человек.

Мать – 6 человек.

Уважаемая – 1 человек.

Продавщица – 3 человека.

 

- Как вы считаете, было ли среди этих обращений наиболее подходящее к случаю? Какое? Как бы вы обратились к продавцу?

 

- Как обратиться к незнакомому человеку?

 

Часто приходится слышать мнение, что по-русски это невозможно, что нет у нас сегодня подходящего слова. В самом деле, обращение вроде “парень”, “девушка” хороши далеко не всегда, молодым человеком тоже не всякого назовешь, а обращения “мужчина” и “женщина” просто чудовищны. Широко распространившееся “дама” не на много лучше. “Гражданин” и “гражданка” сейчас звучат по-милицейски.

 

. Что же делать?

 

Имеет смысл вспомнить, зачем вообще нужны обращения. В большинстве случаев – чтобы привлечь внимание потенциального собеседника, установить контакт с ним. Если это действительно так и если мы к тому же обращаемся к незнакомому человеку, то практически во всех случаях стоит извиниться. У нашего незнакомца, безусловно, есть какие-то свои дела, свои заботы, свои мысли, а мы к нему обращаемся, значит, так или иначе беспокоим. Наше “простите”, “будьте любезны”, “извините, пожалуйста” окажутся не только формулой извинения, но и способом привлечь внимание, то есть заменяют собой обращения.

 

Требования к речи

 

           Обычно к речи предъявляются следующие требования: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

 

- Что же означает чистота речи?

 

Это, прежде всего, отсутствие в ней лишних слов, слов – паразитов. Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь такие слова, как “так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “понимаете”.

 

- Как вы думаете, почему слова-паразиты появляются в нашей речи?

 

Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, бедности индивидуального словаря говорящего. Исследователи считают, что активный запас современного человека обычно не превышает 7 – 12 тыс. слов (а у Пушкина было 24 тыс. слов). Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведу сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: С. Есенин – 18890 слов, Гоголь – около 10 тыс. слов («Мертвые души»).

А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1.   Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

3. Знаменито.

4. Мрачный (по отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.).

5. Мрак.

6. Жуть (жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча»).

7. Парниша (по отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

8. Не учите меня жить.

 

Этих слов ей достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми.

 

Говорящему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса.

 

 

Богатство речи – одно из главных коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. А сколько в русском языке образной фразеологии, пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений. С их помощью мы значительно можем украсить свою речь. Давайте вспомним, какие фразеологизмы, пословицы и поговорки вы знаете?

 

«Шиворот - навыворот».

 

- Как вы понимаете этот фразеологизм?

 

В настоящее время эти слова кажутся совсем безобидными, означая, что кто-то оделся или надел что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда выражение «шиворот-навыворот» связывалось с позорным наказанием.

Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.

Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником – шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Впоследствии «шиворот-навыворот» стало означать: сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать.

 

«Ни пуха, ни пера».

Это «пожелание наоборот» досталось нам от промысловиков. Остерегаясь лесных духов, оберегающих обитателей лесов от охотников, люди изобрели «обезвреживающую от сглаза» словесную формулу. Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху. А смысл замаскированного пожелания был таков: «чтоб тебе принести побольше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя».

 

«Отложить в долгий ящик».

При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы или челобитные, обращенные к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой.

В те времена все документы писали на бумаге, свертываемой в виде свитка. Свитки эти были длинные, потому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий.

Просители, опустившие свое прошение в ящик, должны были долго ждать ответа, кланяться в ноги боярам и дьякам, приносить им подарки и взятки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Связанные с этим волокита и взятки были обычным явлением. Вот почему недобрая слава на долгие годы пережила долгий ящик. Выражение это означает: затянуть какое-либо дело.

 

«Бить баклуши»

 

Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, её выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь в сравнении с тяжелым трудом крестьян. И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.

 

 

Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа “как лучше или правильнее сказать” возникает множество.

 

Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах.

 

Давайте посмотрим на ситуацию, произошедшую в автобусе (инсценировка учащихся)

 

– Вы на следующей остановке сходите?

 

– Сходить можно только с ума, в автобусе спрашивают: “Вы на следующей остановке слезаете?”

 

– Тоже сказала, слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: “Вы на следующей остановке выходите?

 

– Это замуж выходят. В автобусе говорят: “Вы встаете?”

 

– Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать встаете ли вы?

 

– Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.

 

- Как вы считает, прозвучал ли в диалоге правильный вопрос?

 

Предложите свой вариант.

 

            В русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. И каждое из них называет какое-либо действие. Разберемся, в каких случаях нужно употреблять эти глаголы.

            Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

            Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том, и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите.

            В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите? ». Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

 

Посмотрите еще на одну ситуацию.

 

1 учащаяся: Поставь, пожалуйста, на стол мелкие тарелки и кружки.

2 уч-ся: выполнила просьбу.

1 учащаяся: Ты, что, издеваешься надо мной? Ты что поставила?

2 уч-ся: Ты же попросила кружки поставить, ну я их и поставила.

1 уч-ся: Какая же ты недотепа! Разве пьют кофе из алюминиевых кружек?

2 уч-ся: Я же не знала, для чего они нужны. Сказала бы, поставь чашки, и все было бы ясно.

1 уч-ся: Кружки, чашки. Не все ли равно?

 

- Скажите, в чем причина ссоры?

 

- Еще один вопрос: «Кто последний?» или «Кто крайний?».

Выражение относится к числу наиболее спорных, и многих оно обижает. Отсюда и стремление заменить его на “Кто крайний?” В ответ сердито поправляют: не крайний – последний. Многие полагают, что слово “последний” имеет значение “плохой”, лучше сказать “крайний”. Однако, выражение “Кто последний?” сохраняет исконное значение слова – тот, кто идет по следу. Задавая этот вопрос, человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. Спрашивая, “Кто крайний?” вы отстраняете его от очереди, уверяете, что он на краю и вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, ошибается. Подумайте, какими словами можно заменить выражение “кто последний”? (отвечают “За кем я буду?”)

 

          

 

(сценка)

 

Займи мне двести рублей.

 

– Я не знаю у кого.

 

– Я тебя прошу мне занять!

 

– Я так и понял, что ты просишь. Но скажи, у кого!

 

            - Произошло непонимание. Почему? Как правильно сказать “займи мне денег” или “одолжи мне денег”?

 

Следует говорить “дай мне в долг”, “одолжи”, поскольку глагол займи имеет значение не “дать взаймы”, а “взять взаймы”.

 

Таким образом, чтобы в нашей речи не возникало подобных ситуаций, каждому из нас необходимо внимательно следить за собственными словами, учиться правильно говорить. Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать все, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания. Изучать речь можно по лучшим ее образцам – художественным произведениям мировой классики.

 

А где можно найти ответы на вопросы, касающиеся речевого этикета?

Конечно же, в книгах, и в первую очередь в словарях.

Какие словари вы знаете?

 

Знакомство со словарями, представленными на выставке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обух – утолщенная часть острого орудия, противоположная лезвию

4

Практические задания

 

А сейчас я предлагаю всем присутствующим проверить себя, правильно ли мы говорим.

 

Задание 1. Расставьте ударения в хорошо знакомых вам словам. Здесь есть также слова, которые используют наши бухгалтеры.

 

Квартал, одновременно, налогообложение, бухгалтеров, исчерпать, мышление, каталог, медикаменты, средства, средствами, начать, начал, начала, начали, начата, начатый, принять, принял, приняла, приняли, принят, деньгам, деньгами, маркетинг, красивее, ходатайство.

 

Задание 2.     Как правильно?

 

- заём или займ

- инцидент или инциндент

- компрометировать или компроментировать

- пальто надеть или одеть

 

ОДЕТЬ, Облечь в какую-л. одежду. О. ребёнка. О. в шёлковое платье. О., как куклу. Одели по последней моде. Дождь на улице, оденьте ребёнка в плащ! //

 

НАДЕТЬ, 1. что на кого-что.

Натянуть, надвинуть что-л. на кого-, что-л., покрывая, облекая, прилаживая. Н. на ребёнка шубу. Н. на собаку намордник. Н. на палец напёрсток. Н. чехол на кресло. Н. на дверь цепочку.

- стакан чая или чаю

- приглашение на чашку чая или чаю

 

 

Задание 3. В каком случае мы употребляем глагол класть, а в каком положить? Приведите примеры.

 

В литературном языке нет глагола ЛОЖИТЬ, но есть ПОЛОЖИТЬ; есть глагол КЛАСТЬ, но нет глагола ПОКЛАСТЬ.

 

Задание 4.     Исправьте ошибки в предложениях.

 

В лесу нашли много грибов и опят.

Я хожу в лес за ягодами, собирать грибы.

Мама мне велела надеть свитер, но я наперерез отказался.

Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет.

            Задание 5. Поставьте слова в Р.П. мн. ч.

Апельсины – апельсинов

Мандарины – мандаринов

Помидоры - помидоров

Яблоки - яблок

Ботинки – ботинок

Туфли – туфель

Носки – носков

Сапоги – сапог

 

5

Заключение

 

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Об этом свидетельствуют высказывания многих знаменитых людей. Прав Корней Иванович Чуковский, который сказал: “Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.

 

 

 

 

 

 

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Русский язык

Соседние подразделы:
Деловая культура
Литература
Подразделы: Лев Толстой (3).
Оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
Дни рождения работников техникума
Опрос о качестве осуществления образовательной деятельности организациями
ТРУДОУСТРОЙСТВО на предприятия оборонно-промышленного комплекса России
Решаем вместе
Решаем вместе
Служба финансового уполномоченного
«Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»
Введите заголовок
Центр управления регионом.
Местное время
Независимая оценка квалификации
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Для преподавателей и студентов нашего техникума
Профориентационный портал Кузбасса
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
САЙТ для размещения информации о учреждениях
Мы рекомендуем
Открыть раздел Методическая служба