Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Исследовательская компетентность учащихся ГОУ НПО ПЛ № 18 как один из основных факторов подготовки конкурентоспособного рабочего и служащего» |
Основание для разработки проекта |
а) Федеральный закон «Об образовании»; б) Региональная программа «Развитие профессионального образования Кемеровской области на период 2005 -2010гг.» в) Закон Кемеровской области "Об образовании в Кемеровской области" от 28.12.2000 г. № 110-ОЗ (с изм. от 19.12.2001 г., 12.04.2001г.). г) Федеральная целевая программа «Молодежь России». |
Заказчик-координатор проекта |
Орг. комитет внутрилицейского конкурса «Молодо-зелено» |
Разработчик проекта |
О.В. Чувакова, преподаватель |
Цель проекта |
а) построение системы развития исследовательской компетентности учащихся, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки; б) активизация процесса обучения и придание ему исследовательского, творческого характера. |
Основные задачи проекта |
1. Изучить состояние проблемы по организации исследовательской деятельности учащихся и определить теоретико-методологические подходы к ее эффективному решению. 2. Разработать систему организации исследовательской деятельности учащихся и внедрить ее в практику обучения. 3. Разработать методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения разных предметов. |
Сроки реализации проекта |
2009-2010 учебный год |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
а) сформированное у большинства обучающихся умение выбрать направление индивидуального развития и способности строить собственную образовательную траекторию; б) сформированные рефлексивные навыки и творческие способности; в) развитые креативные способности; г) овладение обучающимися навыками исследовательской деятельности в силу их индивидуальных способностей; д) повышение количественных и качественных показателей участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней. Реализация данного проекта позволит нацелить: а) профессионально-педагогический коллектив - на формирование рабочего и служащего, конкурентоспособного на рынке труда, успешного в профессиональной деятельности, с инициативным и творческим подходом к исполнению трудовых обязанностей, с соответствующей мотивацией, повышенной мобильностью и быстрой адаптацией к различным условиям. б) коллектив учащихся - на понимание значения развития творческих способностей для будущего карьерного роста. в) социальных партнеров – на совместную с педагогическим коллективом деятельность по подготовке конкурентоспособного выпускника. |
Контроль за исполнением проекта |
Администрация ГОУ НПО ПЛ № 18 |
Актуальность проекта
Комплексный образовательный проект «Исследовательская компетентность учащихся как один из основных факторов подготовки конкурентоспособного рабочего и служащего» предназначен для организации и совершенствования исследовательской деятельности учащихся ГОУ НПО ПЛ № 18.
Актуальность проекта и проблема организации исследовательской деятельности учащихся в период их профессиональной подготовки обусловлена социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями в современном обществе, значимостью для рабочих и служащих в их будущей профессиональной деятельности, необходимостью создания возможностей для максимального развития каждой личности, ее индивидуальных особенностей.
После окончания лицея начинающий рабочий и служащий должен успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать свои знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных обстоятельств, быстро адаптироваться к условиям труда и быть готовым к дальнейшему профессиональному совершенствованию. Уже на этапе обучения он должен решать профессиональные задачи, а после окончания успешно включаться в работу по профессии. Такие задачи могут быть решены только при условии развития творческих возможностей обучающихся. Вовлекая учащегося в творческую деятельность, преследуется три фактора: формирование мотивации, развитие интеллектуальных способностей, стимулирование исследовательской творческой активности личности.
Проект является основой для переориентации процесса обучения в направлении подготовки рабочего и служащего, востребованного работодателями, имеющего высокий уровень сформированности творческого потенциала, самостоятельно отыскивающего поле для творчества, умеющего ставить творческие задачи, создавать объективно и субъективно новые способы деятельности и положительно реализовывать их, создавать объекты, не имеющие аналогов.
Успеху в исследовательской деятельности содействует, как и в любом другом виде деятельности, прежде всего, теоретическая вооруженность и наличие у обучающегося необходимого объема исследовательских умений. Являясь компонентом исследовательской деятельности, эти умения представляют своеобразный синтез теоретических и практических действий, носящих целенаправленный, творческий и обобщенный характер.
В проекте процесс подготовки учащихся к исследовательской деятельности рассматривается как система, проходящая в своем развитии ряд этапов, которые представляют единую программу сквозной подготовки будущего рабочего и служащего к реализации исследовательской функции в профессиональной деятельности.
Представленный проект не претендует на полное решение комплексной проблемы организации исследовательской деятельности, но дает возможность вести работу системно и координировано, а реализация проекта позволит распространить данный опыт внутри и за пределами коллектива
Мероприятия по реализации проекта
«Исследовательская компетентность учащихся ГОУ НПО ПЛ № 18 как один из основных факторов подготовки конкурентоспособного рабочего и служащего»
№ п/п |
Мероприятие |
Период исполнения |
Ответственные |
1 |
Создание банка данных о творческих способностях, уровне сформированности исследовательской компетентности обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности. |
август-сентябрь |
Педагог-психолог, руководитель Творческой лаборатории |
2 |
Создание правовой (Положения, регламентирующие организацию исследовательской деятельности обучающихся), методической и материально-технической базы для организации исследовательской деятельности обучающихся |
август |
Зам. директора по УМР |
3 |
Организация консультирования участников образовательного процесса:
|
в течение года |
руководитель Творческой лаборатории учащихся Зам. директора по УМР |
4 |
Создание временных творческих групп из числа мастеров ПО, преподавателей для участия в конкурсах различного уровня |
по отдельному плану
|
Зам. директора по УМР |
5 |
Создание Творческой лаборатории учащихся |
сентябрь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся, зам.директора по УМР |
6 |
Разработка годового плана деятельности Творческой лаборатории учащихся. (примерный план работы в приложении 1). |
сентябрь-октябрь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
7 |
Согласование плана деятельности Творческой лаборатории учащихся с зам. директора по УМР |
сентябрь-октябрь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
8
|
Утверждение плана работы Творческой лаборатории учащихся директором ОУ. |
октябрь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
9 |
Заседание Творческой лаборатории учащихся согласно плану |
1 раз в 2 месяца |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
10 |
Участие в конференциях, конкурсах исследовательских, поисковых работ:
|
февраль-март
по отдельному плану |
Зам.директора по УМР, Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
11 |
Защита письменной экзаменационной работы как одного из видов исследовательской работы учащихся с привлечением социальных партнеров. |
июнь |
Зам. директора по УПР, УМР, руководители письменных экзаменационных работ |
12 |
Анализ работы Творческой лаборатории учащихся, «Школы педагогического мастерства» с заслушиванием на Педагогическом Совете. |
июнь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся, зам.директора по УМР |
Приложение 1
Творческая лаборатория учащихся
Творческая лаборатория учащихся является добровольной организацией учащихся, проявляющих интерес к творческой и исследовательской работе, к активному участию в жизни лицея. Данная лаборатория будет организована в целях привлечения молодежи лицея под руководством руководителя к активному участию в исследовательской и творческой работе, способствующей повышению интеллектуального и культурного уровня учащихся, стремящихся к развитию творческих способностей средствами информационных технологий.
Цель создания лаборатории:
развитие исследовательских навыков учащихся путем решения творческих задач, в том числе и в сфере компьютерных технологий.
Задачи:
- представить учащимся творческую и исследовательскую работу как единую систему;
- развивать интерес к углубленному изучению учебных предметов;
- развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- закрепить практические навыки владения компьютерными технологиями.
В процессе работы Творческой лаборатории у обучающихся должны быть сформированы:
- умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
- навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
- навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
- умение оформлять доклад, готовить презентацию, оформлять текст на слайдах.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
Примерный план работы
Творческой лаборатории учащихся
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
I Понятийный аппарат исследования |
|||
1 |
Определение темы, объекта, предмета исследования; цели и задачи, гипотезы |
сентябрь |
Зам. директора по УМР, руководитель Творческой лаборатории учащихся |
3 |
Составление индивидуальной рабочей программы; индивидуальное исследовательское задание |
октябрь |
Руководители исследовательских работ |
4 |
Поиск источников литературы, отбор фактического материала. |
ноябрь |
Руководители исследовательских работ |
II Планирование структуры презентации |
|||
5 |
Размещение текста на слайдах; оформление с использованием рисунков и фотографий |
декабрь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
6 |
Оформление статистических данных в виде графиков, таблиц, диаграмм |
январь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
III Оформление работы |
|||
7 |
Оформление исследовательской работы в соответствии с требованиями |
январь |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
IV Обучение публичному выступлению по методике |
|||
8 |
Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. |
февраль |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся |
V Участие во внутрилицейской конференции исследовательских работ учащихся «Шаг к успеху - 2010» |
|||
9 |
Защита исследовательской работы |
февраль-март |
Зам. директора по УМР |
VI Защита письменной экзаменационной работы |
|||
10 |
Требования к написанию письменной экзаменационной работы; культура оформления |
апрель |
Руководитель Творческой лаборатории учащихся, руководители письменных экзаменационных работ |
11 |
Подготовка презентации |
май |
Руководители письменных экзаменационных работ |
12 |
Защита письменной экзаменационной работы |
июнь |
Зам. директора по УПР, руководители письменных экзаменационных работ |
VII Подведение итогов |
|||
13 |
Подведение итогов работы Творческой лаборатории; определение темы исследовательской работы на следующий учебный год |
июнь |
Зам. директора по УМР, руководитель Творческой лаборатории учащихся |